История Гражданской обороны зарубежных стран

В западных государствах, как и на территории России, имеются достаточно эффективные системы гражданской обороны или гражданской защиты, способные обеспечить защиту и выживание населения страны, объектов экономики и социальных структур при стихийных бедствиях, при различного вида техногенных авариях и катастрофах в мирное и военное время. 
В истории гражданской обороны зарубежных стран обычно выделяется пять основных этапов. 
Начинает свою историю формирование гражданской обороны с 1910-1940 годов, когда ряд стран, таких как Англия Германия, Франция, Швеция и др., основываясь на опыте прошлой войны и в преддверии следующей, задумались о защите тыловых территорий и мирного гражданского населения. Стали возникать соответствующие органы государственного управления, которые отвечали за организацию местной противовоздушной обороны, началось строительство защитных сооружений. В этот период разрабатывались первичные системы оповещения населения об опасности, а также активно происходило обучение мирных граждан методам и способам самозащиты. 
На втором этапе, в период с 1940 по 1950 годы, во время мировых войн, в европейских странах очень активно использовалась система гражданской обороны. Следует отметить, что благодаря мероприятиям данной системы было спасены жизни многих миллионов людей. 
Третий этап стал отправной точкой для становления гражданской обороны как элемента военной мощи. Основным вопросом в обеспечении безопасности мирного населения в 50-е-60е годы стала уязвимость стран от средств ядерного поражения противника. 
Именно этот период ознаменовался формированием основных принципов политики ведущих зарубежных стран в области гражданской обороны: 
• ГО должна составлять неотъемлемую часть единого комплекса мероприятий по подготовке военного сектора в ядерной войне; 
• Функции ГО на федеральном уровне должны быть возложены на Министерство обороны, но это не должно идти в ущерб боевым возможностям вооруженных сил; 
• Руководство конкретными мероприятиями по защите населения должно оставаться в сфере компетентности гражданских органов; 
• Тесное взаимодействие между федеральными органами и местными администрациями является непременным условием успеха мероприятий ГО; 
• Стремление обеспечить максимальную защиту при минимальных затратах на эти нужды должно быть ключевой установкой при решении вопроса о финансовых средствах на ГО. 
Период с конца 60-х и 70-е годы, четвертый этап развития, характеризуется ослаблением внимания к вопросам ГО. В это время им в основном занимаются узкий круг специалистов, который пытался связать перспективный план развития ГО с концепцией ограничения ядерной войны. 
С конца 80-х годов начался новейший этап развития ГО. Общественность осознала, что в будущей ядерной войне не может быть победителей, а будут только побежденные. Поэтому на первое место вместо идеи «взаимного гарантированного уничтожения» пришла идея «гарантированного выживания», что потребовало переосмысления подходов ко всей гражданской безопасности. 
Важным элементом стала «радиологическая защита», которая включала в себя контроль за радиационной обстановкой и доведение ее до населения. 
Сейчас почти повсеместно существует хорошо продуманная и отработанная система подготовки специалистов по ГО и обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях. Огромным плюсов в этой системе стало активное участие прессы, радио, телевидения и кино. 
Западные страны в последние годы активно совершенствуют и наращивают возможности сил ГО по предупреждению и ликвидации ЧС. Особенное внимание уделяется развитию сил и средств выявления, предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и техногенных аварий в мирное время.