Методические рекомендации по созданию системы информирования и оповещения населения

Важнейшей задачей выполнения мероприятий по защите населения при угрозе или возникновении стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф является своевременное информирование населения о возможной либо уже сложившейся обстановке, правилам поведения и способах защиты.
Анализ рисков чрезвычайных ситуаций и происшествий показывает, что с одной стороны идёт нарастание и увеличение угроз, обусловленных ЧС природного и техногенного характера, с другой стороны в результате развития технической базы, появления новых информационных технологий, расширения технических возможностей современных средств оповещения и информирования возникла возможность адекватно отвечать на данные угрозы в вопросах оповещения населения.
Эти технологии позволяют информировать и оповещать людей различными типами оконечных устройств индивидуального и коллективного пользования (мобильные и стационарные телефоны, компьютеры с выходом в Интернет, теле и радиоприемники, централизованные системы оповещения).
Создание комплексной системы информирования и оповещения населения обеспечит своевременное информирование и максимально возможный охват населения при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации, независимо от места нахождения человека, а также обеспечить параллельное выполнение функций информирования на различных уровнях системы антикризисного управления, что в конечном итоге минимизирует потери среди населения и уменьшит материальный ущерб.
Работа по созданию комплексной системы информирования и оповещения касается территориальных органов МЧС России, органов управления РСЧС всех уровней при организации работы по информированию и оповещению населения с использованием современных телекоммуникационных и инфокоммуникационных технических средств и технологий.
Для решения задач по информированию и оповещению населения, обеспечения доведения информации до человека независимо от его местонахождения, необходимо провести анализ административно-территориального деления субъекта РФ, численности населения, возможностей телекоммуникационных и инфокоммуникационных технических средств и технологий на территории.
Системы централизованного оповещения являются составной частью системы антикризисного управления Российской Федерации и представляют собой организационно-техническое объединение сил и специальных технических средств оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи.
За создание новых и реконструкцию существующих систем централизованного оповещения несут персональную ответственность главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, руководители органов местного самоуправления, потенциально-опасных объектов.

СМС рассылка сообщений
Возможности федеральных и региональных операторов сотовой связи рассматриваются по следующим направлениям
количество операторов сотовой связи работающих на территории субъекта и число абонентов подключенных к данным операторам связи
зоны покрытия территории субъекта операторами связи с адресами установки базовых станций сотовой связи
наличие технической возможности проводить СМС или широковещательную рассылку сообщений у региональных представительств операторов связи
возможность СМС рассылки по зарегистрированным абонентам на конкретных базовых станциях за последние 2-3 суток, для адресного информирования и оповещения
контактные данные руководителей и ДДС (Call-центров) операторов и их режим работы

Информирование абонентов операторов фиксированной телефонной связи
Некоторые операторы фиксированной телефонной связи имеют техническую возможность через Call-центры с использованием оборудования обзвона абонентов-должников передать речевую информацию на телефонные аппараты абонентов с привязкой к району, где произошло событие

Информирование через средства массовой информации
Для информирования населения через СМИ необходимо ежегодно проводить аккредитацию средств массовой информации:
телекомпаний; 
радиокомпаний;
информагентств; 
печатных изданий.
В рамках заключенных соглашений аккредитованные СМИ размещают информационные сообщения в телеэфире в новостных блоках и репортажах, по бегущей строке, в эфире радиостанций и на Интернет сайтах информагентств, в печатных изданиях.

Информирование через интернет 
Интернет в настоящее время в силу своей доступности стал одним из основных источников получения информации. Существует несколько способов размещения информации на интернет ресурсах среди них можно выделить следующие:
размещение информации на официальных интернет сайтах Главных управлений МЧС России по субъектам РФ. 
размещение информационного сообщения на интернет телевидении МЧС – 112.
размещение на сайтах операторов связи, предоставляющих услуги интернет, и на наиболее посещаемых новостных интернет сайтах, форумах и социальных сетей.

Информирование в местах массового пребывания
В местах с массовым пребыванием людей информирование населения осуществляется с помощью системы ОКСИОН, по средствам коллективных средств отображения (уличные светодиодные экраны рекламных компаний, внутренние плазменные панели), а также по голосовым системам управления эвакуацией и оповещения людей при пожаре.

Информирование на наземном общественном транспорте
Создание системы информирования и оповещения людей на наземном общественном транспорте с возможностью оперативной передачи информации из ЦУКС пассажирам, перевозимым транспортными компаниями по средствам радиосвязи водителям трамваев, троллейбусов, автобусов, для информирования населения через громкоговорящие системы на транспорте.

Подвижные средства информирования
Территории, слабо охваченные стационарными средствами информирования населения, оповещаются мобильными средствами громкоговорящей связи.



Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (4152) 30-10-50
Телефон приемной
8 (4152) 30-10-99
Единый «телефон доверия»
gu@41.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)