6 февраля 2018, 21:00
8
11 минут

Мы помогаем муниципалитетам создать эффективную систему управления рисками

Сергей Диденко: «Мы помогаем муниципалитетам создать эффективную систему управления рисками», или Цепочка реагирования на ЧС, муниципальный уровень.

Создать в муниципалитетах службы управления рисками предлагает Сибирский региональный центр МЧС России. Практическое решение этой инициативы поможет губернаторам реализовать поручение президента Российской Федерации о развитии территориального уровня единой государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Об этой работе мы побеседовали с начальником Сибирского регионального центра (СРЦ) МЧС России генерал-лейтенантом Сергеем Диденко.

- Специалисты Сибирского регионального центра МЧС России выпустили методические рекомендации «О функционировании муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций субъекта Российской Федерации». Что это за новшество?

- Если мы будем заниматься исключительно совершенствованием своих подразделений - частей, отрядов, то только своими силами мы не сможем добиться нужного результата в выполнении задачи, которую поставил президент России, – повышение качества жизни населения. В нашем случае это снижение числа гибели и травмирования людей, снижение количества пожаров, ущерба экономике и экологии. Мы решили, что должны развивать единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС по двум основным направлениям. Первое - переходить на предупреждение. И второе - активно поднимать муниципальный уровень, развитие которого, на наш взгляд, по ряду объективных и субъективных причин было упущено в ранние годы формирования РСЧС.

Одной из функций, которую необходимо реализовывать практически, является создание служб РСЧС на муниципальном уровне.

Для этого мы активно продвигаем ряд тем. Одна из них – создание института старост населённых пунктов. Это люди, способные оповестить о проблеме, в том числе, и о пожарной. За Уралом таких поселений более 20 тысяч, и везде пожарных и спасателей не поставишь, а знать о проблеме надо своевременно. Запустить систему предупреждения либо реагирования надо, и как можно быстрее. И для этого необходимо иметь надёжного человека, который живет непосредственно в данном населённом пункте и готов сообщить о беде – это староста. Мы решили задействовать этот функционал и получили поддержку президента в виде его поручения о создании такого института. Сейчас законодатели работают над внесением необходимых изменений в федеральный закон.

Параллельно с этим разрабатываем порядок прохождения информации – куда староста должен сообщить. Это единая дежурно-диспетчерская служба. Они уже достаточно давно созданы в муниципалитетах, но, на наш взгляд, не получили должного развития. Мы эту ситуацию начали поправлять. Чтобы ЕДДС стала эффективным механизмом управления, она должна быть расположена на площадях, удобных для оперативной и круглосуточной работы, технически хорошо оснащена, укомплектована опытным персоналом с соответствующей зарплатой и иметь полномочия для принятия решений в системе РСЧС. На сегодняшний день у нас 753 ЕДДС, в них работают почти 4 тысячи оперативных дежурных.

- Получается своего рода цепочка сообщения о ЧС: староста, находящийся непосредственно на территории, ЕДДС, принимающая заявку. Но ЧС бывают разные: пожар, наводнение, происшествия биологического характера и так далее. Насколько специалист единой дежурно-диспетчерской службы компетентен в этих вопросах, и как он должен строить свою работу, получив сообщение о происшествии?

- Когда мы начали развивать эту систему, выявили пробел (законодательный, технический). Есть человек, который может сообщить в ЕДДС, есть служба, которая может информацию принять, и теперь специалисты ЕДДС должны кого-то поднять и непосредственно организовать процесс реагирования и ликвидации происшествия. У каждого диспетчера своё понимание процесса реагирования: кому позвонить и кого озадачить. Все зависит от уровня знаний конкретного специалиста, а уровень слабый, потому что нет специализированных курсов подготовки. В лучшем случае диспетчерам читают выдержки из федеральных законов «О пожарной безопасности» и «О защите населения и территории от ЧС».

Когда мы проверяем ЕДДС, видим, что специалисты не имеют чёткого понимания, кого поднимать по тревоге. У кого насколько хватает опыта, настолько тот оперативный дежурный и действует. Чтобы структурировать этот вопрос мы пошли дальше.

На федеральном уровне постановлением правительства создана система РСЧС. На территории субъектов Российской Федерации - территориальное звено РСЧС, созданы комиссии по чрезвычайным ситуациям и есть службы, закреплённые за соответствующими министрами и другими руководителями, которые профессионально возглавляют свои направления при реагировании на происшествие.

Например, в области случился прорыв газопровода. В правительстве области есть министр энергетики, который курирует, в том числе, и вопросы газовой отрасли. И на заседании КЧС министр энергетики, как специалист, докладывает, какие мероприятия необходимо провести, чтобы эту ситуацию ликвидировать, какие задачи поставить энергетикам, дорожникам, авиаторам и т.д.

Так организовано на уровне субъектов. На уровне муниципалитетов получается, что это не организовано никак, кроме комиссии по чрезвычайным ситуациям, состоящей, как правило, из неподготовленных людей. Получился провал – никто ни за что не отвечает. Как оперативному дежурному ЕДДС действовать и кого привлекать, алгоритма нет.

- Для устранения данного пробела и была разработана методика?

- Мы издали методику, которая детализирует работу муниципального звена системы РСЧС по тем видам опасности, которые могут возникнуть в данном районе. Каждый глава района прекрасно знает, какие проблемы есть на территории – ландшафтные пожары, подтопления, оползни или сели и т.д. и т.п. Исходя из этих рисков, мы определили порядок создания служб, которые за эти риски будут отвечать, за их предупреждение и за их ликвидацию. Ответственное лицо должно предметно изучить этот риск, вникнуть,  обеспечить его предупреждение и быть главенствующим звеном в комиссии по чрезвычайным ситуациям в случае реагирования. Не глава муниципального образования на все случаи жизни, как человек-оркестр, не начальник пожарного отряда, а именно специалист, который должен быть назначен, должен обучиться и знать этот риск досконально.

«Ответственный за риск», так его назовём, назначается независимо от места работы. Может, это будет специалист, допустим, федерального центра ветеринарии, который знает всё, что касается эпизоотии. Или, например, инструктор ДОСААФ, который разбирается в вопросах применения авиации. Специалисты водоканала, системы образования или частного предприятия. Эти специалисты распределяются на все существующие в данной местности риски и назначаются ответственными за управление этими рисками.

Кстати, описания рисков – как возникают, чем угрожают, как протекают и как нивелируются – также нами подготовлены и направлены во все ЕДДС и КСЧ.

В связи с тем, что рисков много, а специальных организаций, способных отвечать за данный вид риска на территории района, как правило, мало или вовсе нет, можно увеличить количество рисков в одной службе. Например, муниципальный отдел сельского хозяйства может отвечать за все риски, связанные с растительным и животным миром. Такую службу можно назвать «Служба по борьбе с болезнями животных, растений и сельскохозяйственными катаклизмами». Возглавляет её такой-то руководитель и силы, которые по каждому из рисков привлекаются, расписаны, находятся под постоянным контролем оперативного дежурного ЕДДС.

Теперь у оперативного дежурного есть обязанность работать с этими службами в повседневном режиме, в режиме повышенной готовности и в режиме ЧС.

- Вернёмся к нашей цепочке реагирования: староста, дежурный ЕДДС, специалист муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС. А кто будет ликвидировать? Это вопрос о силах.

- Всё должно быть расписано в постановлении главы муниципалитета - какая служба, кто возглавляет, какие силы для ликвидации привлекаются. Оперативный дежурный ЕДДС  периодически выясняет готовность этих сил, уточняет, что есть на вооружении, исправно или не исправно, уточняет телефоны, порядок связи и т.д.

Специалист ЕДДС оповещает соответствующее руководство этих служб, подразделений об угрозе возникновения ЧС, служба приводится в повышенную готовность, чтобы в случае необходимости экстренно отреагировать.

В режиме ЧС специалист ЕДДС оповещает, ставит задачи, контролирует ход выполнения, предоставляет председателю комиссии по чрезвычайным ситуациям аналитику действий привлекаемых подразделений.

Но всё это он уже делает не насколько понимает сам, а все действия прописаны детально. Таким образом, мы получаем возможность негативную ситуацию, возникающую в муниципалитете, купировать небольшими силами, не допускать её развития до состояния, когда необходимо поднимать федеральные силы и привлекать спецформирования из других регионов.

- Насколько затратны эти мероприятия для местных бюджетов?

- Затраты требуются на совершенствование  ЕДДС и по нашей настоятельной просьбе включаются в бюджеты муниципалитетов и субъектов.  Средства идут на оснащение, выделение и обустройство рабочих площадей, формирование фонда заработной платы и так далее. Кстати, отмечу, что за счёт развития единых дежурно-диспетчерских служб в муниципалитетах создано более 900 рабочих мест.

 Но развитие ЕДДС - это отдельная тема, мы ей активно занимаемся в Сибири, на Урале и на Дальнем Востоке уже не первый год.

А вот непосредственно на создание муниципальных служб РСЧС финансовых средств не требуется. Основная задача – конкретизация ответственности, ну, и конечно, персональная ответственность каждого должностного лица за порученный участок работы. Мы понимаем, что это дополнительная нагрузка на руководителя, специалиста, но другого пути нет. Только так можно минимизировать ущерб от опасности и защитить человека от беды.

Так, получаем систему управления на муниципальном уровне: староста – ЕДДС – службы РСЧС - реагирующее подразделение. Другими словами, в конкретном муниципалитете мы создаем команду для решения задач, связанных с возможными ЧС, руководит этой командой глава муниципального образования.

Интервью подготовил Алексей Лежнин

Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (4152) 30-10-50
Телефон приемной
8 (4152) 30-10-99
Единый «телефон доверия»
gu@41.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)