Основные задачи в области гражданской обороны, гражданская оборона на современном этапе, схема управления гражданской обороны, международная организация гражданской обороны
Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Требования в области гражданской обороны — специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Мероприятия по гражданской обороне — организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Территория, отнесённая к группе по гражданской обороне — территория, на которой расположен город или иной населённый пункт, имеющий
важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нём объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.
Руководство гражданской обороной
• Руководство гражданской обороной в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
• Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.
• Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.
• Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
Основные задачи единой государственной политики в области гражданской обороны
• обеспечение реализации полномочий федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны, осуществления эффективного управления и координации их деятельности в данной сфере;
• проведение мер по организации и ведению гражданской обороны, по защите населения, материальных и культурных ценностей, по сохранению объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
• совершенствование нормативно-правовой базы в области гражданской обороны с учётом современных требований, в том числе в области противодействия новым видам опасностей и угроз для Российской Федерации, включая терроризм;
• формирование эффективного механизма выполнения положений законодательных, нормативных правовых и иных актов, а также реализации специальных разрешительных, надзорных и контрольных функций в области гражданской обороны;
• международное сотрудничество в целях предотвращения военной опасности, кризисов и конфликтов посредством тесного взаимодействия в рамках Международной организации гражданской оборон, а также с соответствующими органами иностранных государств.
Международная организация гражданской обороны (МОГО)
Международная организация гражданской обороны является единственной межправительственной организацией, специализирующейся на международной арене в области гражданской обороны.
В настоящее время членами Организации являются:
• 52 государства-члена МОГО;
• 17 государств-наблюдателей МОГО;
• 17 ассоциированных членов.
Российская Федерация является членом МОГО с июня 1993 года. Представлять Россию в этой международной организации распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1993 года поручено Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
МОГО, созданная в 1931 г. под наименованием «Ассоциация Женевских зон», первоначально, по идее её создателей, занималась организацией защиты гражданского населения, преимущественно ориентируясь на действия в военное время. Естественно, что она объединила специалистов, традиционно занимавшихся гражданской обороной, т.е. военные кадры, решающие специфические задачи защиты гражданского населения. При этом необходимо отметить, что ведущие роли в работе «Ассоциации Женевских зон» на этом этапе играли представители европейских стран. В 1958 г. организация получила новое название — Международная организация гражданской обороны.
Функции МОГО:
• установление и поддержание тесного сотрудничества между учреждениями, на которые возложена задача защиты и спасения населения и имущества;
• содействие созданию и расширению организации гражданской обороны в тех странах, где такой организации нет, в частности, в развивающихся странах, а также оказание содействия странам по их просьбе в создании и расширении организаций по защите и спасении населения и имущества;
• установление и поддержание эффектив ного сотрудничества со специализированными учреждениями, государственными службами, профессиональными группами и с другими организациями, которые могут быть сочтены подходящими для этого;
• поощрение и обеспечение обмена между различными странами информацией, опытом, сотрудниками и экспертами в области защиты и спасения населения и имущества;
• оказание по просьбе государств-членов необходимого технического содействия, включая предоставление планов организации, инструкторов, экспертов, оборудования и материалов в соответствии с необходимостью;
• создание и поддержание таких технических служб, которые могут потребоваться, включая центры документации, подготовки оборудования, научно-исследовательские и иные центры;
• сбор и предоставление информации по вопросу о принципах защиты и действий организации в отношении опасности, угрожающей населению в случае наводнений, землетрясений, снежных обвалов, крупных пожаров, ураганов, прорыва плотин и иных разрушений, а также в случае загрязнения воды и воздуха или нападений с использованием современных средств ведения военных действий;
• сбор и предоставление отчетов, исследований, научных работ и специальных документов по вопросу защиты и спасения населения и имущества;
• сбор и предоставление информации относительно современного оборудования и материалов, используемых при осуществлении операций в случае опасностей;
• содействие государствам-членам в формировании среди населения сознательного общественного мнения о жизненно важной необходимости предотвращения, защиты и активного вмешательства в случае стихийного бедствия;
• изучение и участие в обмене знаниями и опытом, накопленными в связи с соответствующими превентивными мерами в отношении ущерба, причиненного стихийными бедствиями;
• интенсификация усилий различных спасательных организаций и групп, оказывающих помощь, в случае крупного стихийного бедствия;
• проявление инициативы для привлече ния государств-членов и участие в операциях по оказанию помощи в случае крупных стихийных бедствий;
• изучение и распространение знаний по вопросу обучения, подготовки и снабжения персонала для учреждений по спасению и защите;
• содействие научным исследованиям повопросам защиты и спасения населения и имущества с использованием информации, публикации исследований и любых иных соответствующих средств;
• приём в члены Организации открыт для всех государств.