ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ РИСКОВ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Утверждено
Приказом Государственной
экспертизы МЧС России
от 27 августа 2007 г. N 174
ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ РИСКОВ
В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
И ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА НА ТЕРРИТОРИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Введение
Настоящее Положение определяет и устанавливает общие требования к Системе независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации.
2. Термины и определения
В настоящем Положении применяются следующие термины с соответствующими определениями:
Аккредитация - официальное признание органом по аккредитации компетентности юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия.
Аккредитованная экспертная организация - юридическое лицо, признанное соответствующим установленным требованиям в заявленной области и с этой целью прошедшее аккредитацию.
Аттестат эксперта - документ, выданный органом по аккредитации и подтверждающий факт признания компетенции аттестованного эксперта в заявленной области аккредитации.
Заключение по результатам независимой оценки рисков - официальный документ, признаваемый органами государственной власти, содержащий сведения об уровне защищенности объекта в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выданный аккредитованной экспертной организацией.
Заявитель - организация, претендующая на аккредитацию в Системе в качестве испытательного подразделения и (или) органа по сертификации.
Кандидат в эксперты - специалист, претендующий на аттестацию в Системе в качестве эксперта.
Компетентность эксперта - совокупность знаний, умений, навыков и личных качеств специалиста, необходимая для выполнения им работ по независимой оценке рисков.
Независимая оценка рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (НОР) - получение и оценка объективных данных о состоянии безопасности объекта защиты, определение уровня защищенности объекта в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с установленными требованиями безопасности.
Область аккредитации - вид(ы) работ (услуг), на выполнение (оказание) которых аккредитована организация.
Область аттестации эксперта - сфера деятельности эксперта по определенным направлениям, в отношении которых его компетентность подтверждена аттестатом эксперта.
Объект независимой оценки рисков (объект защиты) - имущественный комплекс (или его часть) юридического или физического лица (индивидуального предпринимателя), включая территорию, здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество, в отношении которого установлены требования в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Орган по аккредитации - центральный орган Системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, который организует и управляет процессом аккредитации.
Риск - сочетание вероятности нанесения ущерба и тяжести этого ущерба (ГОСТ Р 51898-2002. Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты: сочетание вероятности нанесения ущерба и тяжести этого ущерба).
Риск возникновения ЧС - вероятность или частота возникновения источника ЧС, определяемая соответствующими показателями риска (ГОСТ Р 22.0.02-94. Безопасность в ЧС. Термины и определения основных понятий).
Риск аварии - мера опасности, характеризующая возможность возникновения аварии на опасном производственном объекте и тяжесть ее последствий. Основные количественные показатели - технический риск, индивидуальный риск, потенциальный территориальный риск (потенциальный риск), коллективный риск, социальный риск, ожидаемый ущерб (РД 03-418-01).
Приемлемый риск аварии - риск, уровень которого допустим исходя из социально-экономических соображений.
Анализ риска аварии - процесс идентификации опасностей и оценки риска аварии на опасном производственном объекте для отдельных лиц или групп людей, имущества или окружающей природной среды.
Оценка риска аварии - процесс, используемый для определения вероятности (или частоты) и степени тяжести последствий реализации опасностей аварии для здоровья человека, имущества и/или окружающей природной среды.
Оценка риска - общий процесс анализа и оценивания риска.
Оценивание риска - основанная на результатах анализа риска процедура проверки, устанавливающая, не превышен ли допустимый риск.
Анализ риска - систематическое использование информации для выявления опасностей и количественной оценки риска.
Допустимый риск - риск, который в данной ситуации считают приемлемым при существующих общественных ценностях.
Свидетельство об аккредитации - документ, выданный органом по аккредитации и подтверждающий факт признания компетенции аккредитованной организации в заявленной области аккредитации.
Система аккредитации - совокупность участников, норм, правил, методик, условий, критериев и процедур, в рамках которых осуществляется оценка соответствия требованиям, предъявляемым при аккредитации организаций-заявителей, оказывающих услуги по проведению независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Система независимой оценки рисков (далее - Система) - совокупность юридических и физических лиц, деятельность которых направлена на оценку элементов системы обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и на обеспечение безопасности, а также норм, правил, методик и процедур, служащих для достижения указанной цели.
Участники Системы независимой оценки рисков - центральный орган Системы, аккредитованные экспертные организации и аттестованные эксперты, кандидаты в эксперты и в экспертные организации, заказчики независимой оценки рисков (юридические и физические лица).
Учебный центр - уполномоченная центральным органом Системы независимой оценки рисков организация, имеющая лицензию на право образовательной деятельности и осуществляющая подготовку (обучение) в области независимой оценки рисков.
Эксперт Системы независимой оценки рисков - физическое лицо, обладающее необходимыми специальными знаниями, умениями, навыками и опытом для независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, прошедшее процедуру аттестации и имеющее аттестат эксперта.
3. Общие положения
3.1. Система независимой оценки рисков (далее - Система) представляет собой совокупность юридических и физических лиц, деятельность которых направлена на оценку соответствия объектов защиты установленным требованиям в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, организационных и инженерно-технических мероприятий, а также технических средств противопожарной защиты (активной и пассивной) и элементов систем предотвращения пожара.
3.2. Результатом независимой оценки рисков (НОР) является формализованная комплексная оценка соответствия объектов защиты и рисков, которым подвержены объекты защиты, характеризующая уровень их безопасности.
3.3. Формализованная комплексная оценка рисков состоит из:
формализованной оценки соответствия системы организационных мер и внутренних нормативных документов обеспечения безопасности объектов защиты (имущественного комплекса или его части, включая территорию, здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты и иное имущество) требованиям в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации;
формализованной оценки рисков, которым подвержены объекты защиты.
3.4. Независимая оценка рисков проводится аккредитованными в установленном порядке в конкретной области аккредитации независимыми экспертными организациями (далее - экспертные организации), выполняющими работы на основании договоров с заказчиками.
3.5. Непосредственное проведение работ по НОР, сбору и анализу необходимой информации, выполнению расчетов, подготовке заключений НОР осуществляется экспертами Системы независимой оценки рисков, аттестованными в установленном порядке в конкретной области аттестации, состоящими в штате экспертной организации или привлекаемыми ею на основании договора подряда, а также осуществляющими предпринимательскую деятельность без статуса юридического лица.
3.6. Деятельность экспертных организаций и экспертов, правила и порядок их аккредитации и аттестации в Системе независимой оценки рисков регламентируются Положением об экспертных организациях и порядке их аккредитации на право проведения независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Российской Федерации и Положением об экспертах Системы независимой оценки рисков.
3.7. Подготовка экспертов (обучение, повышение квалификации) в Системе независимой оценки рисков проводится в учебных центрах, уполномоченных центральным органом Системы независимой оценки рисков на право проведения подготовки и повышения квалификации экспертов и имеющих лицензию на право образовательной деятельности.
Основные требования к учебным центрам, порядок их уполномочия, функционирования и контроля за их деятельностью определяется в Положении об учебных центрах по подготовке и повышению квалификации экспертов Системы независимой оценки рисков.
3.8. При оценке уровня безопасности объектов защиты учитываются:
- обоснованность, достаточность и эффективность мероприятий по обеспечению предупреждения пожаров и других чрезвычайных ситуаций, элементов противопожарной защиты и защиты от чрезвычайных ситуаций, организационных и технических решений по обеспечению безопасности в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- организация и деятельность пожарных и аварийно-спасательных формирований промышленных объектов, предприятий и организаций независимо от форм собственности;
- эффективность контроля за обеспечением пожарной безопасности, безопасности в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- организация обучения мерам пожарной и иной безопасности на объекте защиты.
3.9. Объективность и достоверность независимой оценки рисков обеспечивается независимостью и компетентностью экспертных организаций и экспертов, аккредитованных и аттестованных в установленном порядке.
3.10. Уполномоченным органом по аккредитации и аттестации экспертных организаций и экспертов в Системе независимой оценки рисков является центральный орган Системы, формирующий Комиссию по аккредитации и аттестации.
Деятельность Комиссии по аккредитации и аттестации регламентируется Положением о Комиссии по аккредитации и аттестации в Системе независимой оценки рисков.
3.11. Результатом независимой оценки рисков являются:
заключение о соответствии объекта защиты требованиям безопасности при соответствии определенного независимой экспертной организацией уровня риска объекта защиты установленным требованиям безопасности;
заключение о несоответствии объекта защиты требованиям безопасности в виде акта в случае, если определенный независимой экспертной организацией уровень риска объекта защиты превышает допустимый.
3.12. Заключение по результатам НОР в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, представленное в страховые компании и органы государственного надзора, рассматривается ими в установленном порядке.
3.13. В Системе независимой оценки рисков существуют процедуры рассмотрения апелляций, подаваемых в центральный орган Системы ее участниками и рассматриваемых Комиссией по апелляциям.
3.14. Деятельность Комиссии по апелляциям определяется Положением о Комиссии по апелляциям.
3.15. Сведения об аккредитованных экспертных организациях и об аттестованных экспертах в Системе независимой оценки рисков содержатся в Государственных реестрах аккредитованных организаций и аттестованных экспертов. Сведения об объектах, на которых проведена независимая оценка рисков, содержатся в соответствующей базе данных. Владельцем Государственных реестров и базы данных является центральный орган Системы.
3.16. Порядок ведения Государственных реестров устанавливается Положением о ведении Государственных реестров аккредитованных организаций и аттестованных экспертов. Порядок ведения базы данных определяется центральным органом Системы независимой оценки рисков.
3.17. Процедура независимой оценки рисков должна исключать возможность дискриминации или пристрастного решения вопросов.
3.18. Порядок организации и проведения независимой оценки рисков определяется Регламентом проведения независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации.
3.19. Система независимой оценки рисков является открытой для участия в ней органов власти, различных организаций, признающих и выполняющих установленные правила.
4. Участники Системы независимой оценки рисков
В Системе независимой оценки рисков действуют следующие участники:
- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) - федеральный орган исполнительной власти, создающий Систему НОР и осуществляющий контроль и надзор за ее функционированием, а также за деятельностью объектов защиты в пределах своей компетенции;
- Госэкспертиза проектов МЧС России и ее подразделения - центральный орган Системы независимой оценки рисков (далее - центральный орган Системы, ЦОС);
- Комиссия по аккредитации и аттестации в Системе независимой оценки рисков (далее - Комиссия по аккредитации и аттестации);
- Комиссия по апелляциям в Системе независимой оценки рисков (далее - Комиссия по апелляциям);
- независимые экспертные организации по независимой оценке рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, аккредитованные в установленном порядке;
- заказчики независимой оценки рисков (юридические и физические лица);
- государственные контрольные и надзорные органы.
5. Центральный орган Системы независимой оценки рисков
5.1. Организация работы центрального органа Системы независимой оценки рисков.
Центральный орган Системы является координирующим органом Системы, осуществляющим в соответствии с установленными процедурами допуск соискателей (экспертных организаций, экспертов) к проведению НОР, текущий контроль за их деятельностью, направленный на обеспечение поддержания ими компетентности на необходимом уровне, а также организационное, методическое, информационное обеспечение функционирования Системы, включая направление необходимой информации в органы государственного контроля и надзора.
Центральным органом Системы является ГУ "Государственная экспертиза проектов МЧС России" (Госэкспертиза проектов МЧС России).
МЧС России осуществляет контроль за функционированием Системы НОР, включая контроль за деятельностью ЦОС.
Центральный орган Системы обеспечивает координацию деятельности всех участников Системы между собой.
Деятельность, проводимая центральным органом Системы независимой оценки рисков, должна соответствовать действующему законодательству и требованиям, установленным в настоящем Положении.
Центральный орган не должен создавать неправомерных условий, в том числе и финансовых, при проведении проверки организаций по оценке рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Центральный орган Системы независимой оценки рисков должен:
располагать помещениями, оборудованием и организационно-техническими средствами, необходимыми для осуществления координации работ по независимой оценке рисков;
иметь процедуры принятия решений по вопросам проверки и оценки деятельности аккредитованных экспертных организаций;
иметь возможность привлекать независимых экспертов в качестве технических консультантов при проведении проверок и оценке деятельности аккредитованных экспертов независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Центральный орган должен обеспечить процесс принятия решений, гарантирующих:
- проведение проверок деятельности аккредитованных экспертных организаций по независимой оценке рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- вынесение решений по апелляциям по всем вопросам, относящимся к области деятельности центрального органа;
- проверку результатов проведения выработанной политики;
- создание в случае необходимости организационных структур, ответственных за выполнение определенных работ.
5.2. Функции центрального органа Системы независимой оценки рисков.
Центральный орган Системы независимой оценки рисков выполняет следующее:
- координирует и организует (в установленных случаях) деятельность участников Системы независимой оценки рисков;
- организует работу Комиссии по аккредитации и аттестации Системы и Комиссии по апелляциям Системы;
- принимает, рассматривает заявления (заявки на аккредитацию, аттестацию, рисков, апелляции) участников Системы независимой оценки рисков, определяет их соответствие установленным требованиям и подготавливает принятие необходимых решений;
- в случае необходимости проверяет достоверность сведений в представленных заявителями материалах, необходимых для принятия по ним решения в Системе независимой оценки рисков;
- организует проведение обследования организаций-заявителей по оценке их возможностей осуществлять деятельность по независимой оценке рисков в соответствии с правилами Системы независимой оценки рисков;
- организует работу по аккредитации экспертных организаций и аттестации экспертов в Системе независимой оценки рисков;
- изучает организацию работы заявителей по контролю за качеством осуществляемой ими деятельности в Системе независимой оценки рисков;
- анализирует и обобщает информацию о деятельности экспертных организаций, а также учет и состояние нормативно-технической базы Системы аккредитации;
- публикует официальную информацию о правилах и результатах независимой оценки рисков (минимум один раз в месяц);
- формирует и поддерживает в актуальном состоянии Государственные реестры аккредитованных организаций и аттестованных экспертов Системы независимой оценки рисков;
- осуществляет контроль за выполнением решений и доведением их до сведений заинтересованных сторон в установленные сроки;
- осуществляет контроль, а также устанавливает порядок инспекционного контроля за соблюдением правил независимой оценки рисков.