История создания и развития гражданской обороны в Камчатском крае
Гражданская оборона СССР 1961 – 1990 гг.
13 июля 1961 года Постановлением Совета Министров СССР служба МПВО была преобразована в Гражданскую оборону СССР.
Гражданская оборона (ГО) (название с 1961 года) представляет собой систему общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых с целью защиты населения и народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, повышения устойчивости функционирования объектов народного хозяйства, а также проведения спасательных и других неотложных работ (СиДНР) при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий (катастроф) и в очагах поражения.
В основу новой системы легли опыт, традиции, словом, все лучшее, что было создано за годы существования МПВО. В основном была сохранена организационная структура, подходы к обеспечению защиты населения, система его обучения. Гражданская оборона принципиально отличалась от МПВО, эти отличия состояло в следующем:
Во-первых, мероприятиям ГО был придан общегосударственный и общенародный характер. Все они планировались и реализовывались на всей территории страны и касались каждого гражданина и каждого коллектива.
Во-вторых, система защитных мер исходила из необходимости обеспечить защиту населения и территорий страны от всех поражающих факторов оружия массового уничтожения. Это многократно усложняло проблему.
В-третьих, расширился круг задач, решаемых гражданской обороной. Так в число основных ее задач вошла задача по обеспечению устойчивой работы промышленности в военное время.
В-четвертых, новое качество приобрела задача по ликвидации последствий нападения противника.
Со временем претерпели значительные изменения и принципы организации ГО. Они должны были учитывать даже маловероятные сценарии развития событий, начиная с ядерного конфликта и заканчивая широкомасштабными военными действиями на значительных территориях. В течение многих лет организация ГО продолжала развиваться.
В течение многих лет организация ГО продолжала развиваться и совершенствоваться. Иногда в условиях мирной жизни усилия, направленные на улучшение системы гражданской защиты, воспринимались как необязательные и формальные. Однако катастрофа на Чернобыльской АЭС доказала необходимость поддержания системы ГО в боеспособном состоянии.
Для организации работ по ликвидации последствий стихийных, бедствий, аварий (катастроф), обеспечения постоянной готовности органов управления и сил для ведения этих работ, а также для осуществления контроля за разработкой и реализацией мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в мирное время создаются Государственная комиссия Кабинета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) при Совминах союзных республик, исполкомах краевых, областных и городских Советов народных депутатов.
Работа КЧС организуется во взаимодействии с органами ГО, МВД, КГБ, военного командования и организациями государственного надзора и контроля. При них создается постоянный рабочий орган на базе штабов и служб ГО.
Решения КЧС во время чрезвычайных ситуаций являются обязательными для выполнения всеми организациями и предприятиями, расположенными на соответствующей территории. ГО организуется по территориально-производственному принципу.
Территориальный принцип организации означает, что независимо от ведомственной принадлежности ГО объектов народного хозяйства организационно входит в структуру ГО соответствующих республик, краев, областей, городов, районов, на территории которых они расположены.
Производственный принцип организации заключается в том, что ГО объектов народного хозяйства организационно входит также в структуру ГО соответствующих министерств, ведомств, руководители которых несут полную ответственность за состояние ТО в этих учреждениях.
ГО опирается на материальные и людские ресурсы всей страны. Организация ГО предусматривает сочетание централизованного и децентрализованного управления силами и средствами.
В середине 1989 года Верховный Совет СССР постановил создать постоянно действующую Государственную Комиссию Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а постановлением Совета Министров СССР 15 декабря 1990 г. была образована Государственная общесоюзная система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, которая включала в себя союзную, республиканские и отраслевые (министерств и ведомств) подсистемы. Названная комиссия и система существовали до распада СССР.
МЧС и Гражданская оборона (современный период)
27 декабря 1990 года было принято постановление Совета министров РСФСР «Об образовании российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формирование единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций».
Весной и осенью 1991 года состоялись первые съезды Российского корпуса спасателей, который вскоре был преобразован в ассоциацию спасательных формирований России.
17 апреля 1991 года заместитель председателя Госстроя РСФСР Сергей Шойгу был назначен председателем Российского корпуса спасателей. 28 апреля заместителем председателя был назначен Юрий Воробьев.
В связи с необходимостью расширения полномочий российский корпус спасателей постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30.07.91 г. был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, председателем которого 5 августа 1991 г. был переназначен С.К.Шойгу.
19 ноября 1991 года указом президента РСФСР Б.Н.Ельцина № 221 был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР), председателем которого был назначен С.К.Шойгу. Новый государственный орган объединил силы и средства ГКЧС и Штаба гражданской обороны РСФСР Министерства обороны СССР.
Этим же указом созданы штаб войск гражданской обороны РСФСР и 9 региональных центров (РЦ) по делам ГОЧС в городах Москва (Центральный РЦ), Санкт-Петербург (Северо-Западный РЦ), Ростов-на-Дону (Северо-Кавказский РЦ), Самара (Приволжский РЦ), Екатеринбург (Уральский РЦ), Новосибирск (Западно-Сибирский РЦ), Красноярск (Восточно-Сибирский РЦ), Чита (Забайкальский РЦ) и Хабаровск (Дальневосточный РЦ).
27 декабря 1991 года в России создано Министерство по чрезвычайным ситуациям, региональные управления были преобразованы в ГК ГО и ЧС.
Во второй половине 1992 года началось формирование поисково-спасательных служб ГКЧС России. Начало этому положило постановление правительства Российской Федерации от 28 июля 1992 г. № 528 «О совершенствовании деятельности туристских и альпинистских спасательных служб, пунктов и центров”. В этот период ГКЧС России приступает к налаживанию взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти. Так, 22 сентября 1992 года издан совместный приказ МВД России и ГКЧС России № 336.136 «О взаимодействии МВД России и ГКЧС России по вопросам пожарной охраны».
В 1992 году была создана Российская система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС), предназначенная для реализации государственной политики в области защиты населения и территорий природного и техногенного характера.
В августе 1992 года постановлением губернатора области создается Камчатская подсистема предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.
В 1993 году завершается формирование РСЧС. К концу года территориальные подсистемы РСЧС существовали уже во всех республиках (за исключением Чеченской и Ингушской), краях и областях Российской Федерации. В регионах создаются ассоциации экономического взаимодействия, а при них Советы по чрезвычайным ситуациям.
В 1993 году продолжало развиваться международное сотрудничество ГКЧС России. В мае 1993 года Российская Федерация вступила в Международную организацию гражданской обороны (МОГО), благодаря чему стали расширяться контакты ГКЧС России с соответствующими структурами большинства стран мира.
31 августа 1993 года Штаб ГО Камчатской области реорганизован в Штаб по делам ГО и ЧС Камчатской области. В период реорганизации и до 1994 года начальником Штаба по делам ГО и ЧС Камчатской области был Иван Алексеевич ВИНОКУР.
Указом Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. № 66 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» ГКЧС России был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Министерству были переданы функции госкомитета по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской и других катастроф, и Комитета по проведению подводных работ особого назначения.
20 января 1994 г. Указом Президента Российской Федерации № 171 Министром РФ по чрезвычайным ситуациям назначен С.К. Шойгу.
Для обеспечения организации оперативного дежурства, сбора, обработки и отображения информации, информационной поддержки принимаемых решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в декабре 1994 г. Центр управления МЧС России преобразуется в Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС), с обеспечивающими подразделениями и комплексом технических средств автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС.
Правительство России приняло решение об организации единой всероссийской службы медицины катастроф как одного из важных звеньев РСЧС.
В феврале Правительство Российской Федерации учредило Межведомственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МВК).
Принимаются два федеральных закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» и «О пожарной безопасности».
С 1994 года по 1996 год Штаб по делам ГО и ЧС Камчатской области возглавлял Иван Кириллович БАБКИН.
Всего в составе МЧС России имеется 6 региональных центров:
Центральный - г. Москва;
Северо-Западный - г. Санкт-Петербург;
Южный - г. Ростов на Дону;
Приволжско -Уральский - г. Екатеринбург;
Сибирский - г. Красноярск;
Дальневосточный - г. Хабаровск.
В 1995 году Указом Президента России 27 декабря объявлено Днем спасателя Российской Федерации.
Вступает в силу постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
1996 год – принято решение о реорганизации штабов по делам ГОЧС в Главные управления, управления, отделы по делам ГОЧС.
С 1996 года по август 1997 года начальником Штаба по делам ГО и ЧС Камчатской области был Валерий Леонидович СУХОБОРОВ.
01 июля 1997 года Штаб по делам ГО и ЧС Камчатской области реорганизован в Главное управление по делам ГО и ЧС Камчатской области, Указ Президента РФ от 27.05.1996 г. № 784 «Вопросы гражданской обороны Российской федерации».
С августа 1997 года и по 27 декабря 2004 года Главное управление по делам ГО и ЧС Камчатской области возглавлял Николай Алексеевич ТИМОШЕНКО.
В Камчатской области принимается Закон «О защите населения и территорий Камчатской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1998 год – Государственной Думой принят Федеральный закон «О гражданской обороне».
1999 год – Правительством Российской Федерации принята Федеральная целевая программа «Снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года ». За мужество и героизм, проявленный при исполнении воинского долга в экстремальных ситуациях, генерал-полковнику Шойгу С.К. – министру РФ по делам ГОЧС присвоено звание героя России.
На территории Камчатской области принимается Закон «О пожарной безопасности в Камчатской области».
2001 год – Указом президента Российской Федерации Государственная противопожарная служба МВД РФ с 01 января 2002 года преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России.
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 ноября 2001 года № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области противопожарной безопасности» в ведение МЧС передана Государственная Противопожарная служба МВД России. С 01 января 2002 года в систему МЧС вошли свыше 275 тысяч сотрудников ГПС МВД, а также 13687 единиц основной и 3067 единиц специальной пожарной техники. Руководство пожарной охраны Камчатской области осуществляли профессионально грамотные, имеющие высшее специальное образование люди. Подполковник в/с СЕРГЕЕВ С.П (апрель 1956 г.- январь 1962 г.), полковник в/с ЗАХАРОВ С.С. (январь 1962 г. - июль 1975 г.), полковник в/с ФЕДОРОВ А.В. (июль 1975 г. - май1988 г.), полковник в/с ГАРБУЗЮК В.М. (июнь 1988 г. – июнь 1990 г.), полковник в/с ЛОБАНОВ Л.И. (июль 1990 г. – ноябрь 1994 г.), полковник в/с ТОМАШЕВ Ю.А. (ноябрь 1994 г. – декабрь 2003 г.), полковник в/с БОЧАРОВ И.В. (январь 2004 г. – январь 2005г.), полковник в/с ВАДЕЦ В.В. февраль 2005 г. – по настоящее время).
С 01 января управление территориальными и специальными органами, а также подразделениями, учреждениями, предприятиями и организациями ГПС осуществляет Главное управление Государственной Противопожарной службы МЧС РФ. С 01 января 2002 года УГПС Камчатской области было передано в состав Главного управления по делам ГО и ЧС Камчатской области.
2003 год – Правительством Российской Федерации принимается постановление «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
2004 год – Указом президента Российской Федерации утверждается Положение о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включившее в себя:
- центральный аппарат;
- территориальные органы по делам ГОЧС;
- Государственную противопожарную службу;
- войска гражданской обороны;
- Государственную инспекцию по маломерным судам;
- аварийно-спасательные формирования.
Они составляют основу сил быстрого реагирования «чрезвычайного» ведомства, решая специальные задачи мирного и военного времени. Эвакуация населения, решение вопросов жизнеобеспечения людей, оказавшихся в зоне ЧС, восстановление пострадавших объектов и коммуникаций, сопровождение гуманитарных грузов, сохранение культурного наследия - все это лишь некоторые из задач, выполнение которых прерогатива войск гражданской обороны.
Для защиты населения страны предназначены войска гражданской обороны и нештатные аварийно-спасательные формирования. Войска ГО являются неотъемлемой частью государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Это государственная военная структура, которая включает в себя соединения, воинские части и организации, входящие в состав МЧС России. Сегодня они составляют основу сил быстрого реагирования «чрезвычайного» ведомства, решая специальные задачи мирного и военного времени. Эвакуация населения, решение вопросов жизнеобеспечения людей, оказавшихся в зоне ЧС, восстановление пострадавших объектов и коммуникаций, сопровождение гуманитарных грузов, сохранение культурного наследия – все это лишь некоторые из задач, выполнение которых – прерогатива войск гражданской обороны.
Реализуется целый комплекс мер по их нормативно-правовому и материальному обеспечению нештатных аварийно-спасательных формирований, которые находятся в стадии становления. Планируется, что они будут созданы на всех предприятиях, имеющих опасные вещества в своем производстве, представляющие потенциальную угрозу, как персоналу, так и населению, проживающему вблизи такого объекта. Создавать подобные формирования будут руководители предприятий, в то время как ответственность за оказание методической и практической помощи возложена на МЧС России. При любых сценариях ведения военных действий для эффективной работы всех органов гражданской обороны необходима устойчивая управленческая схема, ключевыми составляющими которой являются непосредственно пункты и автоматизированные системы управления, связи и оповещения. В настоящее время идет процесс создания Общероссийской комплексной системы информирования населения в местах массового пребывания людей. Эта система предназначена для подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и при террористических актах, а также для оперативного информирования и оповещения.
Еще одна забота специалистов гражданской обороны - подготовка и обучение всех категорий населения. Сегодня создана и действует единая система обучения в области ГО, защиты населения и территорий. Сохранение мира и обеспечение безопасности гражданского населения во многом зависят от объединения усилий всех стран. Большой вклад в развитие интеграции в сфере защиты населения вносит Международная организация гражданской обороны (МОГО). Наша страна является членом МОГО с 1994 года и занимает в ней лидирующие позиции.
Для реализации этих задач сформирована эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека. Принят Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также закон «О гражданской обороне». Последний документ предполагает четкое разделение полномочий и ответственности между федеральным центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями в области ГО в рамках проводимой в стране административной реформы.
Управление государственной противопожарной службы УВД Камчатской области реорганизовано в Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Камчатской области, приказ ГУ ГО ЧС Камчатской области от 10.02.2004 г. № 38.
03 ноября 2004 года принято Постановление Губернатора Камчатской области № 444 «О создании Центра обеспечения действий по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям в Камчатской области» при управлении делами аппарата администрации Камчатской области» с 01 января 2005 года.
2005 год – дальнейшее совершенствование МЧС России.
В Камчатской области принимается постановление «О Камчатской территориальной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
01 января 2005 года создан территориальный орган МЧС России – Главное управление МЧС России по Камчатской области, приказ МЧС России № 487 от 28.10.2004 года «О мероприятиях по созданию территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам ГО и ЧС – органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации», возглавляемое полковником ПЛЕВАКО Анатолием Леонтьевичем.
По итогам деятельности Дальневосточного регионального центра с 2004 года по 2006 год Главное управление МЧС России по Камчатской области занимало второе место.
В январе 2005 года были одобрены «Основы государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года», в которых определены дальнейшие пути ее развития.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 12 июля 2006 года № 2-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа», в соответствии с приказами МЧС России от 24 апреля 2007 года № 233 и от 24 мая 2007 года № 282, Главное управление МЧС России по Камчатской области 24 декабря 2007 года преобразовано в Главное управление МЧС России по Камчатскому краю.
По итогам деятельности Дальневосточного регионального центра в 2007 году Главное управление МЧС России по Камчатскому краю заняло первое место.
13 июля 1961 года Постановлением Совета Министров СССР служба МПВО была преобразована в Гражданскую оборону СССР.
Гражданская оборона (ГО) (название с 1961 года) представляет собой систему общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых с целью защиты населения и народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, повышения устойчивости функционирования объектов народного хозяйства, а также проведения спасательных и других неотложных работ (СиДНР) при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий (катастроф) и в очагах поражения.
В основу новой системы легли опыт, традиции, словом, все лучшее, что было создано за годы существования МПВО. В основном была сохранена организационная структура, подходы к обеспечению защиты населения, система его обучения. Гражданская оборона принципиально отличалась от МПВО, эти отличия состояло в следующем:
Во-первых, мероприятиям ГО был придан общегосударственный и общенародный характер. Все они планировались и реализовывались на всей территории страны и касались каждого гражданина и каждого коллектива.
Во-вторых, система защитных мер исходила из необходимости обеспечить защиту населения и территорий страны от всех поражающих факторов оружия массового уничтожения. Это многократно усложняло проблему.
В-третьих, расширился круг задач, решаемых гражданской обороной. Так в число основных ее задач вошла задача по обеспечению устойчивой работы промышленности в военное время.
В-четвертых, новое качество приобрела задача по ликвидации последствий нападения противника.
Со временем претерпели значительные изменения и принципы организации ГО. Они должны были учитывать даже маловероятные сценарии развития событий, начиная с ядерного конфликта и заканчивая широкомасштабными военными действиями на значительных территориях. В течение многих лет организация ГО продолжала развиваться.
В течение многих лет организация ГО продолжала развиваться и совершенствоваться. Иногда в условиях мирной жизни усилия, направленные на улучшение системы гражданской защиты, воспринимались как необязательные и формальные. Однако катастрофа на Чернобыльской АЭС доказала необходимость поддержания системы ГО в боеспособном состоянии.
Для организации работ по ликвидации последствий стихийных, бедствий, аварий (катастроф), обеспечения постоянной готовности органов управления и сил для ведения этих работ, а также для осуществления контроля за разработкой и реализацией мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в мирное время создаются Государственная комиссия Кабинета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) при Совминах союзных республик, исполкомах краевых, областных и городских Советов народных депутатов.
Работа КЧС организуется во взаимодействии с органами ГО, МВД, КГБ, военного командования и организациями государственного надзора и контроля. При них создается постоянный рабочий орган на базе штабов и служб ГО.
Решения КЧС во время чрезвычайных ситуаций являются обязательными для выполнения всеми организациями и предприятиями, расположенными на соответствующей территории. ГО организуется по территориально-производственному принципу.
Территориальный принцип организации означает, что независимо от ведомственной принадлежности ГО объектов народного хозяйства организационно входит в структуру ГО соответствующих республик, краев, областей, городов, районов, на территории которых они расположены.
Производственный принцип организации заключается в том, что ГО объектов народного хозяйства организационно входит также в структуру ГО соответствующих министерств, ведомств, руководители которых несут полную ответственность за состояние ТО в этих учреждениях.
ГО опирается на материальные и людские ресурсы всей страны. Организация ГО предусматривает сочетание централизованного и децентрализованного управления силами и средствами.
В середине 1989 года Верховный Совет СССР постановил создать постоянно действующую Государственную Комиссию Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а постановлением Совета Министров СССР 15 декабря 1990 г. была образована Государственная общесоюзная система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, которая включала в себя союзную, республиканские и отраслевые (министерств и ведомств) подсистемы. Названная комиссия и система существовали до распада СССР.
МЧС и Гражданская оборона (современный период)
27 декабря 1990 года было принято постановление Совета министров РСФСР «Об образовании российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формирование единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций».
Весной и осенью 1991 года состоялись первые съезды Российского корпуса спасателей, который вскоре был преобразован в ассоциацию спасательных формирований России.
17 апреля 1991 года заместитель председателя Госстроя РСФСР Сергей Шойгу был назначен председателем Российского корпуса спасателей. 28 апреля заместителем председателя был назначен Юрий Воробьев.
В связи с необходимостью расширения полномочий российский корпус спасателей постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30.07.91 г. был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, председателем которого 5 августа 1991 г. был переназначен С.К.Шойгу.
19 ноября 1991 года указом президента РСФСР Б.Н.Ельцина № 221 был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР), председателем которого был назначен С.К.Шойгу. Новый государственный орган объединил силы и средства ГКЧС и Штаба гражданской обороны РСФСР Министерства обороны СССР.
Этим же указом созданы штаб войск гражданской обороны РСФСР и 9 региональных центров (РЦ) по делам ГОЧС в городах Москва (Центральный РЦ), Санкт-Петербург (Северо-Западный РЦ), Ростов-на-Дону (Северо-Кавказский РЦ), Самара (Приволжский РЦ), Екатеринбург (Уральский РЦ), Новосибирск (Западно-Сибирский РЦ), Красноярск (Восточно-Сибирский РЦ), Чита (Забайкальский РЦ) и Хабаровск (Дальневосточный РЦ).
27 декабря 1991 года в России создано Министерство по чрезвычайным ситуациям, региональные управления были преобразованы в ГК ГО и ЧС.
Во второй половине 1992 года началось формирование поисково-спасательных служб ГКЧС России. Начало этому положило постановление правительства Российской Федерации от 28 июля 1992 г. № 528 «О совершенствовании деятельности туристских и альпинистских спасательных служб, пунктов и центров”. В этот период ГКЧС России приступает к налаживанию взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти. Так, 22 сентября 1992 года издан совместный приказ МВД России и ГКЧС России № 336.136 «О взаимодействии МВД России и ГКЧС России по вопросам пожарной охраны».
В 1992 году была создана Российская система предупреждения и действий в ЧС (РСЧС), предназначенная для реализации государственной политики в области защиты населения и территорий природного и техногенного характера.
В августе 1992 года постановлением губернатора области создается Камчатская подсистема предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.
В 1993 году завершается формирование РСЧС. К концу года территориальные подсистемы РСЧС существовали уже во всех республиках (за исключением Чеченской и Ингушской), краях и областях Российской Федерации. В регионах создаются ассоциации экономического взаимодействия, а при них Советы по чрезвычайным ситуациям.
В 1993 году продолжало развиваться международное сотрудничество ГКЧС России. В мае 1993 года Российская Федерация вступила в Международную организацию гражданской обороны (МОГО), благодаря чему стали расширяться контакты ГКЧС России с соответствующими структурами большинства стран мира.
31 августа 1993 года Штаб ГО Камчатской области реорганизован в Штаб по делам ГО и ЧС Камчатской области. В период реорганизации и до 1994 года начальником Штаба по делам ГО и ЧС Камчатской области был Иван Алексеевич ВИНОКУР.
Указом Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. № 66 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» ГКЧС России был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Министерству были переданы функции госкомитета по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской и других катастроф, и Комитета по проведению подводных работ особого назначения.
20 января 1994 г. Указом Президента Российской Федерации № 171 Министром РФ по чрезвычайным ситуациям назначен С.К. Шойгу.
Для обеспечения организации оперативного дежурства, сбора, обработки и отображения информации, информационной поддержки принимаемых решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в декабре 1994 г. Центр управления МЧС России преобразуется в Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС), с обеспечивающими подразделениями и комплексом технических средств автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС.
Правительство России приняло решение об организации единой всероссийской службы медицины катастроф как одного из важных звеньев РСЧС.
В феврале Правительство Российской Федерации учредило Межведомственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МВК).
Принимаются два федеральных закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» и «О пожарной безопасности».
С 1994 года по 1996 год Штаб по делам ГО и ЧС Камчатской области возглавлял Иван Кириллович БАБКИН.
Всего в составе МЧС России имеется 6 региональных центров:
Центральный - г. Москва;
Северо-Западный - г. Санкт-Петербург;
Южный - г. Ростов на Дону;
Приволжско -Уральский - г. Екатеринбург;
Сибирский - г. Красноярск;
Дальневосточный - г. Хабаровск.
В 1995 году Указом Президента России 27 декабря объявлено Днем спасателя Российской Федерации.
Вступает в силу постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
1996 год – принято решение о реорганизации штабов по делам ГОЧС в Главные управления, управления, отделы по делам ГОЧС.
С 1996 года по август 1997 года начальником Штаба по делам ГО и ЧС Камчатской области был Валерий Леонидович СУХОБОРОВ.
01 июля 1997 года Штаб по делам ГО и ЧС Камчатской области реорганизован в Главное управление по делам ГО и ЧС Камчатской области, Указ Президента РФ от 27.05.1996 г. № 784 «Вопросы гражданской обороны Российской федерации».
С августа 1997 года и по 27 декабря 2004 года Главное управление по делам ГО и ЧС Камчатской области возглавлял Николай Алексеевич ТИМОШЕНКО.
В Камчатской области принимается Закон «О защите населения и территорий Камчатской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
1998 год – Государственной Думой принят Федеральный закон «О гражданской обороне».
1999 год – Правительством Российской Федерации принята Федеральная целевая программа «Снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года ». За мужество и героизм, проявленный при исполнении воинского долга в экстремальных ситуациях, генерал-полковнику Шойгу С.К. – министру РФ по делам ГОЧС присвоено звание героя России.
На территории Камчатской области принимается Закон «О пожарной безопасности в Камчатской области».
2001 год – Указом президента Российской Федерации Государственная противопожарная служба МВД РФ с 01 января 2002 года преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России.
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 ноября 2001 года № 1309 «О совершенствовании государственного управления в области противопожарной безопасности» в ведение МЧС передана Государственная Противопожарная служба МВД России. С 01 января 2002 года в систему МЧС вошли свыше 275 тысяч сотрудников ГПС МВД, а также 13687 единиц основной и 3067 единиц специальной пожарной техники. Руководство пожарной охраны Камчатской области осуществляли профессионально грамотные, имеющие высшее специальное образование люди. Подполковник в/с СЕРГЕЕВ С.П (апрель 1956 г.- январь 1962 г.), полковник в/с ЗАХАРОВ С.С. (январь 1962 г. - июль 1975 г.), полковник в/с ФЕДОРОВ А.В. (июль 1975 г. - май1988 г.), полковник в/с ГАРБУЗЮК В.М. (июнь 1988 г. – июнь 1990 г.), полковник в/с ЛОБАНОВ Л.И. (июль 1990 г. – ноябрь 1994 г.), полковник в/с ТОМАШЕВ Ю.А. (ноябрь 1994 г. – декабрь 2003 г.), полковник в/с БОЧАРОВ И.В. (январь 2004 г. – январь 2005г.), полковник в/с ВАДЕЦ В.В. февраль 2005 г. – по настоящее время).
С 01 января управление территориальными и специальными органами, а также подразделениями, учреждениями, предприятиями и организациями ГПС осуществляет Главное управление Государственной Противопожарной службы МЧС РФ. С 01 января 2002 года УГПС Камчатской области было передано в состав Главного управления по делам ГО и ЧС Камчатской области.
2003 год – Правительством Российской Федерации принимается постановление «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
2004 год – Указом президента Российской Федерации утверждается Положение о Министерстве РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включившее в себя:
- центральный аппарат;
- территориальные органы по делам ГОЧС;
- Государственную противопожарную службу;
- войска гражданской обороны;
- Государственную инспекцию по маломерным судам;
- аварийно-спасательные формирования.
Они составляют основу сил быстрого реагирования «чрезвычайного» ведомства, решая специальные задачи мирного и военного времени. Эвакуация населения, решение вопросов жизнеобеспечения людей, оказавшихся в зоне ЧС, восстановление пострадавших объектов и коммуникаций, сопровождение гуманитарных грузов, сохранение культурного наследия - все это лишь некоторые из задач, выполнение которых прерогатива войск гражданской обороны.
Для защиты населения страны предназначены войска гражданской обороны и нештатные аварийно-спасательные формирования. Войска ГО являются неотъемлемой частью государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Это государственная военная структура, которая включает в себя соединения, воинские части и организации, входящие в состав МЧС России. Сегодня они составляют основу сил быстрого реагирования «чрезвычайного» ведомства, решая специальные задачи мирного и военного времени. Эвакуация населения, решение вопросов жизнеобеспечения людей, оказавшихся в зоне ЧС, восстановление пострадавших объектов и коммуникаций, сопровождение гуманитарных грузов, сохранение культурного наследия – все это лишь некоторые из задач, выполнение которых – прерогатива войск гражданской обороны.
Реализуется целый комплекс мер по их нормативно-правовому и материальному обеспечению нештатных аварийно-спасательных формирований, которые находятся в стадии становления. Планируется, что они будут созданы на всех предприятиях, имеющих опасные вещества в своем производстве, представляющие потенциальную угрозу, как персоналу, так и населению, проживающему вблизи такого объекта. Создавать подобные формирования будут руководители предприятий, в то время как ответственность за оказание методической и практической помощи возложена на МЧС России. При любых сценариях ведения военных действий для эффективной работы всех органов гражданской обороны необходима устойчивая управленческая схема, ключевыми составляющими которой являются непосредственно пункты и автоматизированные системы управления, связи и оповещения. В настоящее время идет процесс создания Общероссийской комплексной системы информирования населения в местах массового пребывания людей. Эта система предназначена для подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и при террористических актах, а также для оперативного информирования и оповещения.
Еще одна забота специалистов гражданской обороны - подготовка и обучение всех категорий населения. Сегодня создана и действует единая система обучения в области ГО, защиты населения и территорий. Сохранение мира и обеспечение безопасности гражданского населения во многом зависят от объединения усилий всех стран. Большой вклад в развитие интеграции в сфере защиты населения вносит Международная организация гражданской обороны (МОГО). Наша страна является членом МОГО с 1994 года и занимает в ней лидирующие позиции.
Для реализации этих задач сформирована эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека. Принят Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также закон «О гражданской обороне». Последний документ предполагает четкое разделение полномочий и ответственности между федеральным центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями в области ГО в рамках проводимой в стране административной реформы.
Управление государственной противопожарной службы УВД Камчатской области реорганизовано в Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Камчатской области, приказ ГУ ГО ЧС Камчатской области от 10.02.2004 г. № 38.
03 ноября 2004 года принято Постановление Губернатора Камчатской области № 444 «О создании Центра обеспечения действий по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям в Камчатской области» при управлении делами аппарата администрации Камчатской области» с 01 января 2005 года.
2005 год – дальнейшее совершенствование МЧС России.
В Камчатской области принимается постановление «О Камчатской территориальной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
01 января 2005 года создан территориальный орган МЧС России – Главное управление МЧС России по Камчатской области, приказ МЧС России № 487 от 28.10.2004 года «О мероприятиях по созданию территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам ГО и ЧС – органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации», возглавляемое полковником ПЛЕВАКО Анатолием Леонтьевичем.
По итогам деятельности Дальневосточного регионального центра с 2004 года по 2006 год Главное управление МЧС России по Камчатской области занимало второе место.
В январе 2005 года были одобрены «Основы государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года», в которых определены дальнейшие пути ее развития.
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 12 июля 2006 года № 2-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа», в соответствии с приказами МЧС России от 24 апреля 2007 года № 233 и от 24 мая 2007 года № 282, Главное управление МЧС России по Камчатской области 24 декабря 2007 года преобразовано в Главное управление МЧС России по Камчатскому краю.
По итогам деятельности Дальневосточного регионального центра в 2007 году Главное управление МЧС России по Камчатскому краю заняло первое место.