История Гражданской обороны зарубежных стран

В западных государствах, как и на территории России, имеются достаточно эффективные системы гражданской обороны или гражданской защиты, способные обеспечить защиту и выживание населения страны, объектов экономики и социальных структур при стихийных бедствиях, при различного вида техногенных авариях и катастрофах в мирное и военное время.
В истории гражданской обороны зарубежных стран обычно выделяется пять основных этапов.
Начинает свою историю формирование гражданской обороны с 1910-1940 годов, когда ряд стран, таких как Англия Германия, Франция, Швеция и др., основываясь на опыте прошлой войны и в преддверии следующей, задумались о защите тыловых территорий и мирного гражданского населения. Стали возникать соответствующие органы государственного управления, которые отвечали за организацию местной противовоздушной обороны, началось строительство защитных сооружений. В этот период разрабатывались первичные системы оповещения населения об опасности, а также активно происходило обучение мирных граждан методам и способам самозащиты.
На втором этапе, в период  с 1940 по 1950 годы, во время мировых войн, в европейских странах очень активно использовалась система гражданской обороны. Следует отметить, что благодаря мероприятиям данной системы было спасены жизни многих миллионов людей.
Третий этап стал отправной точкой для становления гражданской обороны как элемента военной мощи. Основным вопросом в обеспечении безопасности мирного населения в 50-е-60е годы стала уязвимость стран от средств ядерного поражения противника.
Именно этот период ознаменовался формированием основных принципов политики ведущих зарубежных стран  в области гражданской обороны:
•    ГО должна составлять неотъемлемую часть единого комплекса мероприятий по подготовке военного сектора в ядерной войне;
•    Функции ГО на федеральном уровне должны быть возложены на Министерство обороны, но это не должно идти в ущерб боевым возможностям вооруженных сил;
•    Руководство конкретными мероприятиями по защите населения должно оставаться в сфере компетентности гражданских органов;
•    Тесное взаимодействие между федеральными органами и местными администрациями является непременным условием успеха мероприятий ГО;
•    Стремление обеспечить максимальную защиту при минимальных затратах на эти нужды должно быть ключевой установкой при решении вопроса о финансовых средствах на ГО.
Период с конца 60-х и 70-е годы, четвертый этап развития, характеризуется ослаблением внимания к вопросам ГО. В это время им в основном занимаются узкий круг специалистов, который пытался связать перспективный план развития ГО с концепцией ограничения ядерной войны.
С конца 80-х годов начался новейший этап развития ГО. Общественность осознала, что в будущей ядерной войне не может быть победителей, а будут только побежденные. Поэтому на первое место вместо идеи «взаимного гарантированного уничтожения» пришла идея «гарантированного выживания», что потребовало переосмысления подходов ко всей гражданской безопасности.
Важным элементом стала «радиологическая защита», которая включала в себя контроль за радиационной обстановкой и доведение ее до населения.
Сейчас почти повсеместно существует хорошо продуманная и отработанная система подготовки специалистов по ГО и обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях. Огромным плюсов в этой системе стало активное участие прессы, радио, телевидения и кино.
Западные страны в последние годы активно совершенствуют и наращивают возможности сил ГО по предупреждению и ликвидации ЧС. Особенное внимание уделяется развитию сил и средств выявления, предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и техногенных аварий в мирное время.

 

Женевские зоны
В 1931 году французский генерал медицинской службы Джорж Сант-Пол основал в Париже организацию "Ассоциация Женевских зон ". Под понятием "Женевские зоны" имелись в виду нейтральные зоны или открытые города, в которых в военное время могли бы найти убежище некоторые категории гражданского населения (женщины, дети, больные и пожилые люди)
Идея основателя "Женевских зон" заключалась в создании во всех странах хорошо обозначенных безопасных зон или районов на постоянной основе и признанных таковыми еще в мирное время двусторонними или многосторонними соглашениями. Впервые эту идею Джорж Сант-Пол высказал еще в 1929 г. Затем эта идея была развита в его публикациях и выступлениях на различных конференциях. Позднее, в 1935 г. по инициативе "Ассоциации Женевских зон" французский парламент единодушно одобрил резолюцию, в которой предложил Лиге Наций "изучить возможности создания в каждой стране, в соответствии с соглашениями ратифицированными Лигой Наций, районов, мест и зон, которые в случае военных конфликтов могли бы быть ограждены от военных действий и не использовались бы в военных целях". 
Генерал Сант-Пол умер в 1937 г., в году, когда по его просьбе Ассоциация была переведена из Парижа в Женеву и преобразована в Международную ассоциацию по защите гражданского населения и исторических зданий в военное время. Друг и соратник генерала Генри Джорж возглавил Ассоциацию и стал её Генеральным секретарем. Именно по инициативе Генри Джоржа Ассоциация смогла создать для некоторых категорий населения нейтральные зоны в период Гражданской войны в Испании (1936 г. Мадрид и Бильбао) и во время конфликта между Японией и Китаем (1937 г. Шанхай и Нанкин). 
Несмотря на то, что этот опыт оказался относительно небольшим, была продемонстрирована реальность существования безопасных зон для мирного населения. В период Второй Мировой войны ни одна из воевавших сторон не согласилась признать безопасные зоны в интересах другой стороны. 
Еще раньше, Джорж Сант-Пол в своих статьях неоднократно повторял: "Необходимо до войны, до начала враждебных действий определить каким образом можно будет облегчить участь населения ... после начала войны делать это уже поздно." Основатель "Женевских зон" обращал внимание на самое важное: предотвращение. 
Впоследствии эта идея была развита его последователями во всех сферах, связанных с защитой населения. В 1947 г. Генри Джорж опубликовал книгу под названием "Современная война и защита гражданского населения" со следующей сноской: " опубликовано Секретариатом Генерального секретаря "Женевских зон", Международная ассоциация по защите гражданского населения и исторических зданий во время войны или вооруженных конфликтов". 
Данная работа явилась манифестом Ассоциации и содержала проект международной конвенции по созданию безопасных зон под названием "Женевские зоны". Идеи и принципы, разработанные в данном манифесте, легли в основу документов Женевской дипломатической конференции, состоявшейся в мае-августе 1949 г. На этой конференции были пересмотрены первые три Женевские конвенции и принята четвертая, касавшаяся защиты гражданского населения в период войны. 
Если проект конвенции по "Женевским зонам" предполагал создание больших зон, включающих в себя исторические или художественные ценности (памятники или даже города), способных стать убежищем для раненых, больных, женщин, детей и стариков, то Дипломатическая конференция разделила этот проект на две части. С одной стороны она ратифицировала существование " госпитальных зон и районов" для раненых и больных солдат (Статья 23, 1-ая Конвенция), защищенных эмблемой Красного Креста, а с другой стороны внесла дополнение о том, что "госпитальные и безопасные зоны и районы создаются для защиты от последствий войны раненых, больных, пожилых людей, инвалидов, детей до 15 лет, беременных и матерей с детьми до семи лет" (Статья 14, 4-ая Конвенция). 
Эти безопасные зоны должны бить обозначены знаком - наклонными красными полосами на белом фоне (Статья 6, Приложение 1). Две наклонные красные полосы на белом фоне являлись эмблемой "Женевских зон" и присутствовали на эмблеме Международной организации гражданской обороны до 1998 г. 
В течение двадцати лет со дня создания Международная ассоциация Женевских зон пыталась воплотить идею о подготовке и создании в мирное время мест для размещения беженцев - "безопасных зон", которые признавались бы всеми сторонами в рамках Гуманитарного закона, изложенного в Женевских конвенциях от 12 августа 1949 г. Используя защиту, предоставленную Женевскими конвенциями, Секретариат "Женевских зон" приступил к изучению и подготовке потенциальных безопасных зон. Совместно с правительствами различных европейских стран разрабатывались планы эвакуации населения в безопасные районы. Обмен идеями и опытом планирования оказался полезным и необходимым. 
В 1954 г. в Берлине прошла Международная конференция по защите гражданского населения в военное время путем создания и признания нейтральных зон и открытых городов. В анналах МОГО эта конференция известна как " Первая Всемирная конференция по гражданской обороне". Следуя резолюциям Берлинской конференции, Ассоциация предприняла попытку распространить среди стран принцип заблаговременной подготовки районов для беженцев. Проводились консультации с национальными учреждениями и организациями гражданской обороны, которые были созданы в странах перед лицом угрозы нового крупномасштабного конфликта. 
В июле 1956 г. "Информационный бюллетень Женевских зон" вышел под заголовком: ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА. В редакционной статье Ассоциации говорилось: " Деятельность Организации Женевских зон в области защиты детей, женщин, стариков и инвалидов в случае войны совпадает с задачами развивающихся национальных органов гражданской обороны в различных странах ... Мы продолжаем развивать идею эвакуации гражданского населения в безопасные места, известные под названием "Женевские зоны", разрабатываем планы для этих зон и распространяем мероприятия гражданской обороны на международном уровне, т.е. являемся связующим звеном между различными национальными организациями гражданской обороны". Вторая международная конференция по гражданской обороне состоялась в 1957 г. во Флоренции. В ходе этой встречи делегаты поручили Международной ассоциации Женевских зон расширить свою деятельность на все вопросы, связанные с защитой населения и окружающей среды, и реорганизовать Ассоциацию в международную организацию по проблемам гражданской обороны. 
МОГО (Международная организация гражданской обороны)
В январе 1958 г. Международная ассоциация Женевских зон (неправительственная организация) была преобразована в Международную организацию гражданской обороны с новым статусом, позволяющим принимать в члены - правительства, общества, ассоциации, отдельные лица. Задачи Организации были значительно расширены: наряду с продолжением деятельности по безопасным зонам для беженцев, Организация была обязана установить связи между национальными организациями гражданской обороны, стимулировать исследования в области проблем защиты населения, обеспечивать распространение имеющегося опыта и координировать усилия в деле предотвращения бедствий, готовности к ним и проведения необходимых мероприятий. 
На базе своего нового статуса МОГО организовала в мае 1958 г. в Женеве Третью Всемирную конференцию по гражданской обороне, на которой присутствовало 130 делегатов из 33 стран, среди которых были представители первых трех правительств, принявших решение стать членами Организации: Египта, Ирана и Филиппин. Повестка дня Конференции включала следующие вопросы: радиоактивность атмосферы, децентрализация, эвакуация и укрытие населения в военное время, международный статус персонала гражданской обороны, защита культурного наследия. Рассматривая проблемы того времени можно отметить, что двадцать лет спустя были запрещены ядерные испытания в атмосфере, значительно увеличилось количество противоатомных убежищ во многих странах, персонал гражданской обороны получил международный статус в соответствии с Международным гуманитарным правом, культурные ценности защищены международными соглашениями. 
В начале 60-х годов МОГО значительно расширила сферу своей деятельности от защиты населения в военное время до проблем природных и техногенных катастроф мирного времени. В 1966 г. прошла Вторая международная конференция по радиологической защите, на которой страны-члены МОГО огласили и одобрили текст Устава, который позволил Организации получить статус межправительственной организации. Данный Устав стал фактически международной конвенцией, дающей право странам становиться членами Организации путем направления в депозитарий Организации документов о принятии Устава. 
В Уставе определены главные задачи Организации: "Интенсификация и координация во всемирном масштабе разработки и совершенствования организации, средств и методов предотвращения и сокращения последствий, вызванных стихийными бедствиями в мирное время или применением оружия в случае конфликта". 
Устав вступил в силу 1 марта 1972 г. по решению Первой Генеральной Ассамблеи стран-членов Организации. В 1975 г. данный Устав был зарегистрирован в Секретариате ООН в Нью-Йорке и опубликован в Сборнике соглашений ООН. 10 марта 1976 г. между МОГО и правительством Швейцарии было подписано соглашение о предоставлении МОГО юридического статуса международной организации, базирующейся в Швейцарии. Устав 1966 г. возложил на организацию ряд задач по продвижению на международном уровне идей обеспечения безопасности населения и собственности при любых видах бедствий. МОГО стала объединять национальные организации, занимающиеся вопросами гражданской обороны. 
Следует отметить, что Генеральная Ассамблея ООН в своей Резолюции 2034 от 1965 г. призвала "правительства создать соответствующие планирующие и исполнительные органы, которые могли бы учитывать местные условия, определять объемы и характер требуемой помощи и управлять спасательными операциями". МОГО принимала участие в подготовке Дополнительных Протоколов к Женевским Конвенциям, которые были приняты в 1977 г. МОГО и ее государства-члены сыграли решающую роль при определении места и задач гражданской обороны в новом Гуманитарном праве. Более того, по инициативе МОГО была расширена особая статья (Протокол 1, глава 6, статья 64), гарантирующая безопасность со стороны воюющих государств национальным организациям гражданской обороны, а также "соответствующим международным организациям". 
Таким образом, идея о Международной гражданской обороне была включена в Гуманитарное право. Международное гуманитарное право, как приложение к Женевским Конвенциям, применимо только для военного времени. Что касается мирного времени, то еще предстоит разработка международных документов о международной помощи в период бедствий. МОГО, которая по решению государств-членов Организации получила статус специализированной организации по защите населения и собственности в период бедствий всех типов, в настоящее время работает над проблемами подготовки к действиям в период бедствий мирного времени и оказания международной помощи. 22 мая 2000 г. Международная конференция, состоявшаяся в Женеве, приняла разработанную МОГО Рамочную конвенцию по оказанию помощи в области гражданской обороны. Используя юридическую основу, свой статус и международный Гуманитарный закон, руководящие органы МОГО проводили и проводят всеми доступными способами политику пропаганды знаний и средств по проблемам предотвращения, готовности и действиям в период бедствий. Было организовано одиннадцать Всемирных конференций по гражданской обороне (Берлин 1954, Флоренция 1957, Женева 1958, Монтре 1961, Женева 1963, Женева 1972, Каракас 1974, Тунис 1978, Рабат 1980, Амман 1994, Пекин 1998). 
Амманская декларация, принятая на 10-й Всемирной конференции по гражданской обороне расширила роль гражданской обороны. Конференция пригласила государства рассматривать концепцию о "гражданской обороне" не только в контексте вооруженных конфликтов, но и в плане осуществления гуманитарных мероприятий по защите населения, собственности и окружающей среды. Таким образом, сегодня МОГО обладает основными инструментами международной системы, которые позволяют государствам проводить мероприятия по предотвращению бедствий, управлению чрезвычайными ситуациями, оказанию помощи и реабилитации. 
10-я Всемирная конференция по гражданской защите призвала государства, которые этого еще не сделали, создать с помощью МОГО соответствующие структуры гражданской обороны. В 1998 г. в Пекине состоялась 11-я Всемирная конференция по гражданской обороне. Там был принят Всемирный план действий по развитию гражданской обороны, который включал развитие структур гражданской обороны, международное сотрудничество в области оказания помощи, поддержку мероприятий по предупреждению бедствий и готовности к ним. Женевская декларация, принятая на министерской конференции МОГО в 2000 г., определила гражданскую оборону как важный инструмент устойчивого развития государств перед лицом стихийных бедствий и техногенных катастроф. МОГО организовала 14 технических выставок оборудования гражданской обороны. 
По инициативе МОГО были также проведены международные конференции по радиационной защите (Монако 1964 и 1966 гг.), по организации гражданской обороны в промышленности (Женева 1960, Нанси 1970, Бейрут 1975), по медицине катастроф (Женева 1968, Майнц 1977, Монако 1979). Организация провела ряд международных семинаров на темы: проблемы управления гражданской обороной, медицинские службы гражданской обороны, вопросы радиологической защиты. 
Подводя итоги деятельности организации , которые разделяют "Женевские зоны" генерала Джорджа Сант-Поля и современную Международную организацию гражданской обороны, можно отметить, что идея защиты гражданского населения в военное время была расширена до рамок защиты и безопасности населения в любых ситуациях, благодаря развитию, координации и планированию на международном уровне средств и технологий различных видов по предотвращению, борьбе и уменьшению последствий аварий, бедствий и катастроф всех типов.

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (4152) 30-10-50
Телефон приемной
8 (4152) 30-10-99
Единый «телефон доверия»
gu@41.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)